Акрополь

загруженное (55)

Акрополь - визитная карточка и самый хорошо заметный ориентир Афин. Скала Акрополя, коронованного драматическими руинами Парфенона, стала для всего мира именем нарицательным, да и в каждом греческом городе имеется или имелся свой собственный акрополь, что означает просто "верхний город", или наиболее высокую точку. Издревле этот известняковый холм с крутыми склонами, возвышающийся над окружающей местностью почти на 160 метров, изобиловал водными источниками и легко оборонялся, что делало его "последним бастионом" при нападении врагов. Люди здесь поселились приблизительно в V тысячелетии до н. э., в микенские времена скалу укрепили мощными стенами, а к IX в. до н. э. Акрополь становится сердцем Афин и первого греческого города-государства. Сейчас это - популярнейший туристический аттракцион, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открытый ежедневно с апреля по сентябрь - с 8.00 до 19.00, с октября по март - с 8.00 до 16.30. Входной билет стоит 12 евро (также включает доступ на территорию театра Диониса, Агоры, римского форума и храма Зевса), а в дни национальных праздников и по воскресеньям с ноября по март вход свободный.

Первое, что видят туристы, поднимаясь на холм, - ворота Пропилеи (437-432 гг. до н. э.), которые были призваны подчеркнуть величие недавно построенного (на тот момент, естественно) Парфенона. Их пропорции и, главное, впервые использованные дорические колонны с ионическим ордером были столь хороши, что имя этого сооружения вошло в архитектурную практику как название всех конструкций подобного рода. Сейчас это единственный действующий вход на Акрополь - остальные закрыты во избежание наплыва толп туристов. К слову, при посещении Акрополя следует учитывать, что здесь сохранилось такое количество фрагментов древних построек, что ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно назначения того или иного сооружения и тем более - его датировки. Поэтому большинство памятников имеют лишь приблизительные названия и назначение, а работы по восстановлению многих из них только начинаются.

Налево от центрального зала Пропилеи лежит Пинакотека (некогда здесь размещалась художественная галерея), а налево - комната ожиданий для паломников, направлявшихся к храму Афины Ники. А сразу за воротами виден фрагмент Священного пути, по которому проходили большие ежегодные процессии древнего фестиваля Афины Панатенаики (они же были изображены на бордюре Парфенона). По обе стороны от него до сих пор можно видеть ниши, в которых размещались неисчислимые статуи божеств.

Простой и изящный храм Афины Ники (Победительницы) стоит на крутой платформе, выходящей своими ступенями в сторону порта Пирея и залива Сароникос. Построен он был в 427-421 гг. до н. э., впоследствии почти полностью разрушен турками в XVII столетии и восстановлен двести лет спустя. Согласно мифам, именно на ступенях этого храма царь Эгей ждал возвращения своего сына Тесея с острова Крит, и именно отсюда он бросился в море (хотя жители Аргоса имеют на этот счет свое мнение), увидев черный парус скорби, - в честь него море и зовут Эгейским.

Визитная карточка Афин и всей Греции - Парфенон был построен в 447-438 гг. до н. э. как новый храм Афины. Во II веке до н. э. величественный комплекс сгорел, но был отреставрирован, во II веке н. э. римляне вывезли отсюда все статуи, а в VI веке его перестраивают в христианский храм, а затем - кафедральный собор девы Марии. Захватившие город турки превращают его в мечеть, а в 1687 году, во время осады Афин венецианцами, пушечное ядро превратило храм в развалины - турки устроили в его стенах пороховой склад. Многие века бесценные мраморные блоки растаскивались местными жителями, а в 1802-1812 годах британский посол Т. Элгин (Элджин) достаточно варварски снял и вывез фриз и фронтон храма, до сих пор хранящиеся в Британском музее и Лувре. Лишь в 1975 году начались работы по реконструкции Парфенона, которые тянутся до сих пор, причем часть древних мраморов переносится в музей Акрополя, а на их место ставятся точные копии, изготовленные из того же материала, добытого в тех же каменоломнях. В настоящее время вход на территорию самого Парфенона запрещен.

Севернее Парфенона располагается еще один знаменитый античный комплекс - Эрехтейон. Построенный в 421-406 гг. до н. э., храм был посвящен сразу трем персонажам - Афине, Посейдону и царю Эрехтею (хотя есть версия, что последний - лишь одно из имен все того же Посейдона). Именно на месте этого храма, согласно легендам, проходила знаменитая битва между Афиной и Посейдоном за право быть покровителем города. Посейдон подарил людям родники (по другой версии - фонтан, что в условиях засушливой Греции являлось истинным чудом) - и проиграл, поскольку вода оказалась солоноватой. Афина же "поставила на кон" оливковое дерево - и подарила не только свое имя городу, но и оливу как символ всей страны. Как бы то ни было, на протяжении многих веков на территории Эрехтейона хранились самые значительные святыни страны, здесь же росла и олива Афины, и бил ключ Посейдона. До XVII века храм дошел относительно неповрежденным, но та же венецианская бомбардировка, что разрушила Парфенон, практически сровняла с землей и Эрехтейон - более-менее уцелели лишь портик нимфы Пандросы, в котором и росло дерево Афины, а также знаменитый Портик кариатид (сейчас это копии - пять оригиналов находятся в музее Акрополя, а шестая была вывезена Элгином вместе с фризами Парфенона.

Вход в южную часть Акрополя открыт ежедневно: летом - с 8.00 до 19.30; зимой - с 8.30 до 15.00 (входной билет - 2 евро или единый билет на весь Акрополь). Доминирующая структура здесь - вмещающий 5000 зрителей римский театр Герода Аттикуса, или "Иродио" (Irodion, Herod Atticus, II в. н. э.), который был восстановлен в середине XX века, и сейчас здесь проводятся музыкальные и драматические представления Летнего фестиваля Афин. Восточнее лежит знаменитый театр Диониса (IV в. до н. э., построен на месте храмов в честь бога виноделия, откуда и название), который был рассчитан приблизительно на 17 тысяч зрителей (20 из 64 его рядов дошли до наших дней), а также великолепная мозаика из мраморных плит разного цвета, которую можно увидеть только сверху. Вокруг ведутся тщательные раскопки, которые каждый год открывают все новые элементы древних сооружений - можно осмотреть прекрасные византийские цистерны и небольшую выставочную область, на которой размещаются фрагменты только что обнаруженных статуй. Между двумя театрами лежат руины портика Евмена (II в. до н. э.), над которыми возвышаются фрагменты Асклепиона, построенного вокруг священного источника. Поблизости, выше театра Диониса, можно увидеть вход в огромную пещеру, которую обычно называют Фрасилос. Предположительно, этот скальный комплекс с мраморным фасадом и двумя колоннами, датируемый приблизительно 320 годом до новой эры, был особым помещением для хора, позже перестроенным в часовню Девы Марии в Скалах, но древняя статуя Диониса простояла здесь до XIX века, пока также не была вывезена лордом Элгином (теперь хранится в Британском музее).

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: