Священный статус Греции

загруженное (54)

Греция -- единственная европейская страна, где церковь не отделена от государства. Сами греки -- набожный народ. Около 70% -- верующие, и церковная власть тут -- весомая часть общественной жизни страны. Так исторически сложилось, что церковь выступала стержнем нации во время тяжкого 600-летнего турецкого господства. Интересный факт: греческие священнослужители имеют статус государственных служащих и получают от государства жалованье.  Увы, схождение на землю древней Эллады сопровождалось неуправляемым движением грузного пассажира, который нашел островок спокойствия только в зоне паспортного контроля, да и то при помощи офицера безопасности. После минутной процедуры мой паспорт проштампован, и за пределами аэропорта уже другие лица. Трезвые. Звуки родины «я сам пройду -- не держите меня» рассеялись в оставшемся позади аэропорту Салоников. Пора настроиться на другой ритм. Наш отель находился на втором «пальце» Халкидики -- полуострове Ситония. По дороге автобус трансфера забросил туристов на первый «палец» -- полуостров Кассандру, более равнинный и не такой живописный, как Ситония, побережье которой состоит из укромных скалистых бухточек с чистейшей лазурной водой. Кассандра считается молодежным курортом -- веселым, шумным, с многочисленными дискотеками и развлечениями. И до второй столицы Греции -- Салоников -- недалеко, час езды. Ситония, напротив, -- тихое уютное место, идеальное для семейного или романтического отдыха. Третий, последний «палец» Халкидики -- Афон. По карте до него рукой подать, но на автомобиле придется преодолевать участки серпантина вдоль побережья Эгейского моря. Чем ближе подъезжаешь к полуострову, тем сильнее отдаляешься от суеты мирской. Жизнь постепенно замирает, машин и людей становится совсем мало. Дорога упирается в деревушку Уранополи. Дальше -- пограничный кордон, не пройти и не проехать. Тут начинаются владения монашеского государства Афон. Территориально оно входит в состав Греции, но имеет специальный статус. В религиозных вопросах подчиняется Вселенскому патриархату в Константинополе, но имеет административную независимость от него. Говорят, сама Богоматерь опекает эти места. И другим женщинам на ее территорию вход воспрещен уже на протяжении многих столетий. Рассказывают, что дочь императора Феодосия Великого царевна Плакидия в IV-V ст. хотела посетить монастырь Ватопед, но внутрь ее не пустил строгий голос, исходивший от иконы Божией Матери. «Письма Святогорца» (1885) приводят эти слова: «Зачем ты сюда? Здесь иноки, а ты женщина. Для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами? Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!». Ошеломленная царевна послушалась и в память о таком событии распорядилась построить храм Святого Великомученика Димитрия. Монахи расширили прямой запрет Богоматери -- на Афоне не водятся даже животные женского рода. Утверждают, что на полуострове не вьют гнезда и не откладывают яйца дикие птицы. Однако тут разводят кур. Их яйца используют как самый надежный материал в иконописи. Воспрещен также вход «безусых юношей, вид которых может напомнить женщину и сбить набожных людей с мыслей праведных». Как рассказывал нам гид Димитрис Попандопулос, женщинам, нарушившим запрет, грозит заключение от 8 до 12 месяцев в тюрьме городка Карея, столицы Афона и места заседания Священного Кинота. Деревушка Уранополис -- одна из остановок на маршруте нашего тура вокруг Афона. Деревушку омывает Святой Залив. Местные жители называют свою бухту так потому, что именно сюда с гор, где над ручьями молятся монахи, стекает святая вода. Если мы, обычные туристы, заканчиваем в Уранополисе свое путешествие, то паломники его тут начинают. Они автотранспортом добираются до Уранополиса, ночуют в местных отельчиках, а утром продолжают свой путь на Святую Гору паромом -- в порт Дафнии, единственный вход на Афон. На полуострове находится 20 монастырей, из которых во время прогулки на корабле вдоль побережья рассмотреть можно лишь 8. Еще 8 расположены на другой стороне, и 4 -- в глубине полуострова. К побережью монашеского государства нельзя подплывать ближе чем на 500-800 метров. Исключение -- для специальных паломнических туров, однако полуостров может посетить не более 300 паломников в день. Им выдают специальные разрешения, хлопотать о которых нужно заранее. Кстати, на Афоне находятся не только монастыри -- тут есть скиты (небольшие поселенья отшельников) и кельи -- еще более уединенные отдельно стоящие хижины. ПАРЯЩИЕ МЕТЕОРЫ Менее известен в Украине второй центр монашества в Греции -- Святые Метеоры, наскальные, как будто парящие в воздухе, монастыри («метеорос» и переводится как «парящий в воздухе»). От увиденного перехватывает дух. Настоящее чудо света! У всех возникает вопрос: как в средние века люди без современной техники могли построить в недоступных местах эти храмы? Рассказы гида о балках, лебедках, подъеме стройматериалов выглядят как-то неубедительно, хотя иных вариантов и не было. Трудно представить столь масштабное строительство на скалах высотой около 600 метров над уровнем моря и около 400 метров -- над расположенным внизу городком Каламбака. Стройматериалы монахи доставляли в сетках, а себя поднимали в мешках. «Челночное» сообщение монастырей с миром сохранилось и до сих пор. Несмотря на то, что уже существуют выбитые в скалах лестницы, монахи пользуются собственной канатной дорогой. Некоторые монастыри пустынники превратили в музеи, которые часть дня открыты для посещения. Вход платный -- EUR2, половина сбора идет церкви, другая -- государству. Первые поселения пустынников в скалах Фессалии появились до Х века. Пещеры, в которых жили иноки, сохранились до нынешних времен. А собственно начало строительству храмов, подобных афонским, положил монах Афанасий, бежавший сюда со Святой Горы от нашествия корсаров в 1334 году и собравший в округе 14 сподвижников. К ХVI ст. тут образовалась крупная монашеская община -- фактически, религиозное государство со своим уставом, основы которого заложил еще Афанасий. Тогда действовало 24 монастыря -- сейчас только 6. Гид рассказывал нам, что общался с монахами Афона и Метеор. По их словам, те, кто хотят настоящего уединения, уходят в неизвестные монастыри в центре страны, куда не добираются толпы туристов и паломников. Дело в том, что известные центры монашества, несмотря на введенные ограничения, вынуждены принимать бесконечный поток паломников, фактически обслуживая их. На это уходит много времени, и такие заботы нарушают правильный ритм жизни отшельников.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: