Греческое захолустье
Хорошее греческое слово "Загория" совершенно совпадает по смыслу с аналогичным русским и обозначает территорию, лежащую за горами Pindos Mountains в северо-западной части Греции.
В пределах Загории раскиданы 44 деревушки. В некоторых до сих пор живут и пасут овец влахи. Эти люди говорят на своем особом диалекте латинской природы и не имеют письменной формы языка. Характерная особенность архитектуры Загории в том, что все постройки выложены из сланца с окрестных гор, называемого геологами флишем. Из-за этого деревушки выглядят серыми и слегка угрюмыми, но в то же время обладают своим неповторимым шармом.
Большую часть Загории занимает национальный парк Vikos-Aoos NP, притягивающий любителей походов со всей Европы. Именно здесь находится самый глубокий и узкий каньон в мире Vikos George, попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Многие люди специально приезжают из других стран, чтобы испытать себя и попытаться покорить Vikos George. При глубине в 900 метров расстояние между гребнями каньона всего один километр. Получается этакая щель, тянущаяся на протяжении 10 км. Можно себе представить, каково это идти по дну такого ущелья, куда и солнечные лучи попадают нечасто.
Нас Загория привлекла описаниями пейзажей и относительной удаленностью от цивилизации. Хотелось посмотреть на настоящее греческое захолустье. Отлично отдохнув за ночь в комфортабельной гостинице в Пераме, в 7 утра мы уже были на ногах и ехали по шоссе E90. Официально регион Загория начинается от южной оконечности парка Vikos-Aoos, отмеченной также деревней Монодендри в 38 км от Янины. Горная местность прорезана сетью узких дорог, соединяющих большинство деревень.
По сторонам мелькали кедровые и кленовые рощицы, отдельно стоящие дубы и склонившиеся над ручьями ивы. Здешние леса – останки реликтовых европейских лесных массивов, встречающихся еще в Финляндии и Швеции. Загория – единственное место в Греции, где водятся бурые медведи, но, конечно, на контакт с ними нечего было рассчитывать. Зато через десяток километров мы попали в затор, созданный овечьей отарой.
Как мне нравились такие сцены в фильмах, когда машина с трудом пробирается мимо кудрявых боков овечек! И вот, пожалуйста, реальность оказалась ничуть не хуже. Довольно тощие овцы перекрыли собой весь проезд и даже часть окружающих склонов, блеяли, всхрапывали и с неодобрением косились на нашу машину. Вдруг из-за пригорка выскочил пастух, высокий поджарый дед с палкой, да как пошел орать что-то по-гречески, грозно потрясая изогнутой клюкой, и на нас, и на овец. Дед в гневе был страшен. Казалось, еще чуть-чуть – пойдет колошматить по машине. Я с поспешностью подняла стекло, Илья гуднул негромко клаксоном, чтобы овцы расступились, и мы тихой сапой миновали овечье море. Видать, был у пастуха зуб на туристов, иначе никак не объяснить такое агрессивное поведение. Через некоторое время, еще глубже забравшись в дебри Загории, мы были остановлены опять.
На этот раз путь преградила… черепаха. Нет, не стадо черепах, а всего одна, но зато какая шикарная! Толстая, мясистая, с панцирем, выгнутым куполом, она перебегала дорогу. Спринт мог затянуться часа на два, поэтому мы решили ей помочь. Зная, что черепахи иногда кусаются и царапаются, Илья осторожно поднял за панцирь спортсменку. Ее возмущению не было предела; она размахивала лапами, закрывалась от камеры («достали, папарацци!») и едва ли не плевалась. Отнеся ее на обочину, мы не услышали даже отдаленного «спасибо». Черепаха, разгневанно пыхтя, зашагала сквозь траву и скрылась из виду.
Вскоре показались серые крыши Монодендри (высота 1090 метров над уровнем моря). Деревня выглядела уснувшей. Мы и не планировали в ней останавливаться и держали курс на обзорную площадку Oxia lookout в 6 км от Монодендри. Асфальт к тому времени кончился, пришлось потрястись по гравийной, но вполне проходимой для седана дороге. Oxia lookout – одно из немногих мест, откуда можно заглянуть прямо в каньон Vikos George, стоя на самом краю пропасти. Запахи в воздухе витали обалденные. Из травы выглядывали красные головки маков и желтые лютики, жужжали пчелы, резвились птицы и бабочки. Настоящая деревенская идиллия! Оставив машину на траве в конце гравийного участка, через лес вышли на западный гребень каньона Викос (200–300 метров).
Вышли и по инерции откинулись назад – шутка ли, километр под ногами и никаких загородок! Отвесные серые стены уносились вниз по прямой так, что дух захватывало.