Греческая музыкальная культура

th (28)

Греч. муз. культура одна из древнейших в мире . В средние века греч. проф. музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. муз. традиции сохранились только в нар. творчестве и церк. музыке. Греч. нар. музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посв. массовым нар. празднествам. Подавляющее большинство историч. песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греч. нац. гос-ва, их осн. содержанием стало воспевание свободы и независимости. Исполнение греч. нар. песен часто сопровождается хороводом. Названия нар. танцев ведут своё происхождение от местности, где они бытуют (критский танец и др.), от историч. события (танец Залонго и др.), от названия профессии (хасапикос - танец мясников и др.) либо берут своё назв. от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Среди нар. муз. инструментов - разл. виды лютни, свирель, лира, продольная флейта, волынка. Особой популярностью пользуются бузуки, мандолина, скрипка.

Все они, как правило, входят в состав нар. оркестров, в которые с 30-х гг. 19 в. входят также кларнет и гитара. Нац. проф. музыка в континент. Греции стала складываться в 30-е гг. 19 в., после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических островах (на которые не распространялось турецкое владычество) развивалась проф. нац. муз. культура. Среди известных представителей Ионической школы - Н. Мандзарос, С. Ксиндас, П. Карер, С. Самарас, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет. Мандзарос - автор музыки греч. нац. гимна (1865). Он же основал Филармоническое общество Керкиры (1840), в котором получили муз. образование мн. греч. музыканты. В их числе С. Ксиндас, автор первой подлинно нац. оперы «Кандидат в депутаты» (1888, Афины). Более ранние оперы П. Карера создавались под воздействием идей греч. революции 1821 («Маркое Боцарис», 1861, Патры; «Госпожа Фросини», 1869, Закинф; «Деспо, героиня Сули», 1882, Патры). Одна из его многочисл. песен - «Старый Димос» (сл. А. Валаоритиса) - стала народной. Самарас - первый греч. композитор, творчество которого стало известно за пределами Греции; он автор мн. опер («Флора Мирабилис», 1886, Милан; «Лионелла», 1891, Милан; «Мученица», 1894, Неаполь; «Укрощение колдуньи», 1895, Милан; «Мадмуазель де Белль-Иль», 1905, Генуя; «Рея», 1908, Флоренция) и Олимпийского гимна (1896). Формирование греч. проф. муз. культуры связано с большим влиянием итал. и франц. музыки.

Преодоление этого влияния происходит в последней четв. 19 и в нач. 20 вв., Возникает большой интерес к нар. песне. На её основе создаётся новый для Греции жанр муз. спектаклей-водевилей (комидиллион), музыку к которым писали Д. Коромилас, Д. Кокинос, Д. Родиос, Н. Ламбелет, С. Бекаторос и др. Нац. тенденции ярко выявились в творчестве Д. Лаврангаса и Г. Ламбелета. Лаврангас - автор 9 опер (среди которых «Дидона», 1909; «Два брата», 1900; «Чародейка», 1902; «Факанапас», 1950; все поставлены в Афинах), 5 оперетт, симф., камерных, вок. и хор. произв., теоретич. работ по муз. искусству и критич. статей. На основе созданной Лаврангасом оперной труппы (1900) в 1940 был организован в Афинах первый греч. Нац. оперный театр («Этники лирики скини»). Лаврангас стал руководителем нар. хора с острова Кефалиния (1889), Афинского филармонич. общества, вёл большую педагогич. работу в Афинской консерватории (осн. 1871); он же был одним из основателей первого в Греции муз. издательства (1897). Большой вклад в популяризацию и исследование греческой нар. музыки внесли Г. Ламбелет (автор многочисленных песен и книги «Греческая народная музыка», 1934) и его брат Н. Ламбелет. Основоположники совр. греч. нац. муз. школы - М. Каломирис, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет, М. Варвоглис и Э. Риадис стремились к созданию проф. нац. музыки на основе соединения греч. фольклора с достижениями мировой муз. культуры. Каломирис - автор опер («Старший мастер», 1916; «Кольцо матери», 1917; «Восход», 1945; «Мутные воды», 1951; «Константин Палеолог», 1962; все поставлены в Афинах), симф. и камерно-инстр. произв.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: