Мистра
В божественной Мистре (Мистрас) (Mystras) вдоль извилистого пути выстроились покинутые золотые и каменные дворцы, церкви и монастыри. В воздухе витает аромат трав и полевых цветов, вдали слышится звон козьих колокольчиков, а серебристые оливковые деревья блестят от малейшего дуновения ветерка. Этот интеллектуальный и культурный центр, где такие философы, как византийский мудрец Христолор, рассуждали о добре и красоте, кажется, был подходящим местом для последнего парада византийских императоров XIV века. Сегодня роскошные руины являются объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО и одной из самых впечатляющих достопримечательностей Пелопоннеса.
В 1249 году Вильгельм де Виллардуэн построил в Мистре замок с целью контроля над Лаконией и установления франкского превосходства над Пелопоннесом. Он устраивал приемы во дворце вместе со своей женой-гречанкой Анной Комниной, на которые приезжали рыцари Шампани, Бургундии и Фландрии, но в 1259 году он потерпел поражение от византийцев. Когда византийцы построили дворец и многочисленные церкви (фрески которых считаются образцами нескольких периодов живописи), город стал постепенно приходить в упадок.
Сначала Мистра была резиденцией Византийского губернатора, а позже стала столицей Морейского деспотата. Деспоты способствовали тому, что Мистра стала настоящим культурным феноменом, и они же, а именно брат императора Константина Димитрий Палеолог сдал город туркам в 1460 году, что стало началом её конца. Некоторое время город держался за счет своей шелковой промышленности, но после регулярных нападений со стороны албанских и русских отрядов, а также египетских войск Ибрагима-паши, местные жители сдались и переехали на территорию современной Спарты.
Весной Мистра ослепительно сверкает полевыми цветами и бабочками, но летом здесь может быть нестерпимо жарко, так что, для посещения лучше выбрать время до начала разгара сезона. Здесь можно без труда провести полдня. Возьмите с собой воду и прочную обувь, в которой удобно бродить по скалам.
Среди самых значительных зданий в более низкой части города следует выделить собор Деметриус, основанный в 1291 году. Его пол выложен камнем с изображением двуглавого византийского орла на том месте, где проходила коронация Константина XII, последнего императора Византии. Великолепные фрески собора включают живое изображение Девы Марии с младенцем Иисусом в центральной апсиде и стенную роспись в нартексе, где показана сцена Второго Пришествия. В одном крыле церкви размещается музей, в котором содержатся фрагменты византийских скульптур, поздневизантийских икон, образцы декоративной работы по металлу и монеты.
Монастырь Святой Пантанассы – это настоящий праздник для глаз из замысловатой черепицы, украшенных розами петель и бесчисленных арок. Этот монастырь – единственное заселенное людьми здание Мистры; гостеприимные монашки до сих пор занимаются вышивкой, образцы которой могут приобрести все посетители. Выйдя на восточный портик, можно полюбоваться открывающимся внизу видом долины реки Еврот.
Каждый сантиметр крошечного монастыря Перивлепта, название которого означает «видимой отовсюду», покрыт исключительными иллюстрациями Нового Завета, созданными в XIV веке. Среди них – фреска «Рождество Богородицы», выполненная в богатой палитре красных, желтых и оранжевых тонов; фреска над входом в храм «Успение Богородицы» (с Христом, держащим душу своей матери, в виде ребенка); а также известная фреска «Божественная Литургия», расположенная сразу налево от входа.
В верхней части города, там, где проживало большинство представителей аристократии, стоит редкое Византийское гражданское здание - Дворец Деспотов, резиденция последнего императора. В его старейшем северо-восточном крыле находится караульное помещение, кухня и резиденция. На верхнем этаже трехэтажного северо-западного крыла размещается огромный зал приемов, освещенный восьмью готическими окнами и обогреваемый восьмью огромными каминами; трон, вероятно, стоял в неглубоком алькове, находящемся в центральной части стены.
В часовне дворца Айя София похоронены итальянские жены императоров Константина и Теодора Палеологов. Обратите внимание на многоцветный мраморный пол и фрески, которые сохранились в течение многих лет под побелкой, нанесенной турками после того как они преобразовали её в мечеть. Поднимитесь в замок и всмотритесь вниз, в овраги горы Тайгет, куда спартанцы, ненавидевшие слабость, бросали своих хилых или уродливых младенцев.