Греческое творчество

th (26)

Поэтам-патриотам, таким как Соломос, порой доставалось от критики за искренность, но лучшие их стихи всегда возвышались до песни. И действительно, "Гимн Свободе" Соломоса стал греческим национальным гимном. Не следует думать, что греческая поэзия XIX и XX вв. сплошь лирическая и патриотическая. Весьма оригинален выходец из Александрии, крупнейший греческий поэт Константинос Кавафис. Его поэзия, подчеркивая превосходство письменной формы над песенной, казалось, подтверждала, что человеческие переживания, сопряженные с устной традицией, стали в поэзии более невозможны. Его исторической темой была не слава классической Греции, не освобождение от турецкого ига и не медленный упадок государства в дохристианскую и христианскую эпохи. Его темой был народ, и он взывал к нему, скорбя об упадке нации, и его поэзия порой становилась для людей единственным утешением.

Печатное слово обладало созидательной силой, восстанавливая даже то, что было утрачено раньше. Стихи для Кавафиса были не просто заменой пения, как для Соломоса и Паламаса, но уже совершенно иным литературным явлением. Место песни заняла поэма. Вслед за Соломосом и Паламасом приходит другой поэт-патриот, Ангелос Сикелианос (1884—1951). В его поэзии "быть греком" означало быть не в такой степени коллективистом, как в поэзии Паламаса, а более индивидуализированной личностью. Дельфийское духовенство с его суровыми резкими словами стало вдохновителем магических строк этого поэта, жившего в Дельфах.

Самое большое место в современной греческой поэзии принадлежит двум самым известным поэтам, Нобелевским лауреатам, Йоргосу Сеферису (1900—1971) и Одисеасу Элитису (родился в 1911 г.). Хотя их поэзию не обошли стороной споры о природе творчества, оба они писали преимущественно в русле устной традиции. Они не принадлежали исключительно к греческому авангардизму — просто были очень сведущи в универсальных приемах творчества других европейских модернистских школ.

Сеферис познакомил Грецию с модернизмом Элиота, опиравшимся в своем творчестве на мифы, в то время как Элитис привнес в греческую поэзию другое крайнее модернистское течение, французский сюрреализм.

Иногда говорят, что их поэзия стала популярной благодаря старому литературному приему, известному и в устном творчестве — через удачные песни Микиса Теодоракиса, положившего их стихи на музыку. Подобно бардам, в поэзии Сеферис и Элитис обращаются ко всему народу. Творчество Сефериса и Элитиса следует воспринимать в контексте этой долгоживущей традиции устного творчества.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: