Василопита – греческий рождественский пирог
Василопитой называют традиционный пирог, который изготавливается накануне христианского Нового Года и режется (делится) в полночь сразу после наступления нового года.
Василопита, воздушная, пышная и сладкая, обычно изготавливается из муки, яиц, сахара, молока в соответствующих пропорциях. В Афинах распространена так называемая «константинопольская» Василопита, в то время как в других регионах существуют иные способы приготовления с использованием пряностей и т.д. Но главной общей чертой является то, что во все пироги помещают золотую монетку, либо серебрянную, либо обычную. В греческих провинциях помещают, в соответствии с обычаем, кусочек соломы, либо виноградной лозы, либо оливковой ветви, или, в животноводческих регионах, маленький кусок сыра, который принесет удачу в производстве. В других местах вместо этого изготавливают маленький венок из виноградной лозы, и если кто-то найдет его в поле, то он станет удачливым в производстве зерновых, или масла, или вина и т.д.
Часто на василопите очищенным миндалем выкладывается цифра нового года. Василопита, по греческой традиции, режется на семейном застолье сразу после прихода нового года, обычно после еды и выпивки, чему следует карточная игра «за хороший новый год». Так, ровно в 12 ночи с наступлением нового года выключается свет и по прошествии одной минуты снова зажигается, со всеобщими пожеланиями «долгих лет жизни» и «счастливого нового года».
Тогда к столу подается Василопита, после чего хозяин дома, перекрестив ее ножом три раза, начинает делить ее на треугольные части для каждого присутствующего члена семьи или друзей и родственников, посвящая первый кусок дому (или Христу, Богоматери и Св. Василию), затем домохозяину, домохозяйке и другим присутствующим в порядке родства и возраста, отдавая последний кусок бедняку или опять же дому, не забывая и о беженцах, больных и других членов семьи, которые отсутствуют по какой-либо причине.
Разрезание Василопиты происходит и в другие дни «двенадцатидневки» праздников, в то время как в организациях, обществах и т.д. – вплоть до февраля. Этот обычай очень старый и берет корни от соблюдаемого в древности праздника «Сатурнов» (римских «последователей Сатурна»), который праздновали франки, откуда и взялась традиция помещать монету внутрь пирога и провозглашать «Королем вечера» того, кто ее находил, или, по другой традиции, вместо монеты помещали фасоль и того кто ее находил провозглашали фасольным королем. Помимо этого западноевропейского обычая который уже прошел, в Европе существует также и христианская традиция, которая связана с образом Великого Василия.
Итак, по христианской традиции, когда-то в Кейсарию Каппадокии в Малой Азии, где епископом был Великий Василий, вторгся Субпрефект Каппадокии с намерением разграбить ее. Тогда Великий Василий попросил богачей своего города принести все золото, которое они могли собрать, чтобы подкупить наступающего завоевателя. Действительно, собралось много драгоценностей. По преданию, или ввиду того что Субпрефект передумал, или (по другому мнению) с помощью чуда, когда Святой Меркурий стаей Ангелов оттеснил его армию, Субпрефект избавил город от надвигающейся катастрофы. Но когда Великий Василий собрался отдать драгоценности их владельцам, не зная кому что принадлежит, он дал указ испечь маленькие буханки хлеба, в которые поместил по одной из монет или драгоценностей и раздал их жителям на следующий день после заутрени. Это событие вылилось в двойную радость, наряду с избежанием разгрома города и обычай продолжился после его смерти в память о нем (празднование Святого и Великого Василия).